новость
С древности пошло – мой дом моя крепость. И это правильно. Кстати, крепость должна быть крепко и надежно прилаженной, скрепленной, сколоченной. Для этого нужны крепеж, метизы. А вот с ними в России складывается сложная ситуация. Попробуем проследить, как развивался рынок метизов в непростых условиях.
Большой метизный скандал
«Гвозди бы делать из этих людей, только в России нету гвоздей». Такой эпиграф можно подобрать к выступлению Спикера Совета Федерации РФ Валентины Матвиенко в апреле этого года. Глава верхней Палаты удивилась, что в России не делают собственных гвоздей, большинство из них – импорт, причем, скорее всего, китайский. И предложила исправить ситуацию.
Нужно сказать, что металлурги тут же поправили парламентария. Первым выступил «Северсталь-Метиз» - дивизион металлургической корпорации, специализирующийся на производстве метизов. Там сообщили, что, на самом деле, в России существует большое количество производителей гвоздей, и 77% продукции, поступающей на российский рынок, делается именно у нас в стране.
- За 2021 год общий объем производства этого продукта [«Северсталь-метизом»] составил 9 тыс. тонн, из которых только 2 тыс. отправились на экспорт, - сообщил гендиректор АО «Северсталь Менеджмент» Александр Шевелев на своей странице в «ВКонтакте». Он также отметил, что доля его компании на российском рынке гвоздей составляет 8%.
23% гвоздей приходятся на долю импорта, причем страна происхождения для большинства – не Китай, а союзная Беларусь.
В том же духе выступили и другие производители. Наконец, информацию подтвердил Минпромторг в своем пресс-релизе.
И все выдохнули. Но если по гвоздям ситуация, действительно, не катастрофическая, то с более сложными метизами – саморезами, болтами, гайками - все гораздо сложнее. А цены на них – предмет отдельного разговора.
Крепеж важен
С одной стороны, беспокойству вроде бы взяться неоткуда. Отрасль по производству крепежа в России – одна из развитых. В интернет-каталогах можно найти не мене 76 наименований только крупных отечественных производителей. Ассортимент – тоже на высоте.
С другой стороны, по экспертным оценкам, примерно 70% сложных метизов - саморезов, болтов, гаек, шайб и прочего крепежа из черных металлов - попадает в Россию из-за рубежа.
- Отечественный бизнес заявляет о готовности замещать импорт — компетенций для этого хватает, - в один голос утверждают эксперты строительной отрасли.
- Но российским предприятиям остро не хватает станков, а главное, сырья — металлических прутов и проволоки, — значительная часть которых уходит на экспорт, зачастую возвращаясь в РФ уже в виде тех самых метизов.
Важность крепежа трудно переоценить. По данным rusbolt.ru, на долю крепежных элементов на отечественном метизном рынке приходится примерно 25%. И даже в ковидный 2020-й объем их видимого потребления сократился лишь на 4%, до 517 тыс. тонн.
При этом, ни производство, ни строительство без крепежа не могут – за последние 10 лет спрос на крепежные детали в нашей стране удвоился. И если в 2010 году на долю импорта приходилось 56%, то в 2021 году – зарубежные поставки уже достигли 69%.
Две трети импорта приходятся на непересекающийся сортамент. Это крепеж либо не производящийся в нашей стране полностью, либо производимый в абсолютно недостаточном количестве, либо тот, который вообще не выпускается. Из-за рубежа, в основном, поступает крепеж, применяемый при сборке технологического оборудования и транспортных средств. В целом, объем ввоза такой продукции демонстрирует стабильный рост.
Что же касается пересекающегося сортамента, то здесь наблюдается обратная ситуация: в последние годы его импорт уменьшается благодаря эффективной реализации программы импортозамещения. Так, в 2021-году отечественные производители на сократили, а увеличили выпуск самонарезающих винтов и болтов. Крупные компании планировали миллиардные инвестиции в модернизацию технологического оборудования. Была надежда на восстановительный рост в сфере автомобилестроения, строительной отрасли.
Но, на каждую умную гайку найдется хитрый болт.
Сталь в подарок
Дело не в том, что Россия не производит гвоздей и иных метизов. Дело в том, что она экспортирует столько же гвоздей, сколько импортирует!
На экспорт отечественные производители поставляют около 21 тыс. тонн гвоздильной продукции, 23% от общего объема производимых в РФ гвоздей. То есть из 90 тысяч тонн гвоздей Россия 21 тысячу тонн импортирует и столько же экспортирует.
Примерно та же ситуация с метизами. Речь не о Дальнем Востоке – там из-за удаленности вполне возможен ввоз китайского метиза. Дело в том, что большинство метизных предприятий – в пределах Европейской России, а ввоз и вывоз равны. Это не рационально. Но в условиях российского рынка такой казус существует.
Еще одна ахиллесова пята метизной индустрии - объемы. Большинство крепежа идет на крупнейшие инфраструктурные проекты, много уходит на жилые массивы. А значит этот отечественный крепеж из свободной продажи уже ушел.
Спрос мелких покупателей остался неудовлетворенным. А металлурги готовы производить лишь большие партии стали.
Российские производители сейчас способны выпускать только ограниченный ассортимент, который каким-либо образом еще отвечает необходимым техническим требованиям, но доля этого крепежа в дальнейшей производственной цепочке постоянно уменьшается. Способность обновить свое крепежное производство невелика.
Между тем, крепежные изделия - не конечный потребительский продукт, они - часть дальнейшего производства. Плохой крепеж - это мина замедленного действия, которая разрушает инфраструктуру и конкурентоспособность отечественных товаров.
Источник: Строительство.ру